Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Коченевская детская музыкальная школа"

  • slide1
  • slide2
  • slide3
  • slide4
  • slide5

Концепция воспитательной работы в МКУДО Коченевская ДМШ

Наиболее приемлемой, вернее, приемлемой формой убедительности при поиске истинных положений  являются ссылки на высокие авторитеты, достижения, деятельности которых уже аксиома. Попытаемся исходить от такой формы убедительности.

«С научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому …» (Л.С. Выгодский).

«Самому» - это кому? Высокий авторитет  имел в виду, думается, прежде всего, воспитывающегося, а не воспитываемого.

Обратимся еще к одному мыслителю, но из временной ниши XV века.  «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделал творцом и сам выковал окончательный свой образ. Тебе дана возможность часть до степени животного, но также и возможность подняться до существа богоподобного».  Итальянский гуманист Пико Мирандола, трактат «О достоинстве человека».

В приведенных цитатах духовный стержень воспитания человека, самовоспитания и воспитания других. Говоря о воспитании подрастающего поколения, следует иметь в виду, что это один из самых постоянных и сложных вопросов, волновавших человечество со времени седой древности. Однако окончательного ответа на этот вопрос нет и поныне. И, тем не менее, для всех обращающихся к проблеме воспитания неизбежным становился выбор системы воспитания, оптимальной для данного коллектива или учреждения.

Современный процесс образования предполагает принципиальное изменение роли учителя, педагога и его ответственность в жизни ученика. Все более главным становится не только функция педагога как обучающего определенному предмету и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребенка, будущее этого ребенка. Интенсивно меняющийся мир неизбежно помещает процесс образования в русло двух противоречивых, но взаимосвязанных тенденций – интеграции и дифференциации. Казалось бы незыблемые, целостные образования распадаются, а локальные разрозненные явления, новообразования, действия соединяются, интегрируются в крупные блочные системы. Педагогическая действительность объективно находится под влиянием  названных противоречивых тенденций развития общества. Современный человек, особенно юный человек, при очевидном  состоянии института семьи формируется и развивается и как индивидуальность, и как определенный тип личности в основном в рамках и под воздействием педагогических реалий. Следует обозначить, что процесс становления человека подвержен влиянию названных противоречивых тенденций, как при целенаправленном педагогическом воспитании, так и  при стихийных процессах социализации ребенка.

В настоящее время воспитательная система страны в целом – это педагогический феномен, не до конца изученный специалистами, и, не завершивший своего формирования, но отправные моменты, необходимые для практического применения воспитательной системы в образовательном процессе выявлены.

Воспитательная система предполагает опираться на теоретическую модель, поскольку по происхождению своему она концептуальна (идеальна).

Воспитательная система предполагает реализацию в конкретном учреждении (в нашем случае школа художественно-эстетического воспитания), объект социальной  природы с конкретным составом педагогов и обучающихся. Следовательно, создаваемая воспитательная система должна иметь социальный характер.

Воспитательная система дополнительного образования предполагает целенаправленное управление процессом развития личности. Следовательно, предполагает иметь психологический характер.

Воспитательная система занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем: 
• государственная (федеральная);
• региональная;
• локальная;
• внутренняя (собственная).

Как внутренняя (собственная) она базируется на конкретных условиях: 
• контингент обучающихся;
• особенности среды микрорайона и населения;
• сложившиеся традиции;
• возможности педагогического коллектива;
• творческий потенциал руководителей.

Обоснование концептуального выбора воспитательной системы учреждения.
Отправным ориентиром разработки концепции ДШИ "Весна"  стал сравнительный анализ современных концепций воспитания и особенностей деятельности учреждения. Целью анализа являлось формирование у авторов концепции системного видения процесса видения воспитания в педагогическом процессе учреждения.

 Анализ целей, обоснованных современными концепциями воспитания:
• всестороннее гармоничное развитие личности, достигаемое решением пяти задач «Системное построение процесса воспитания (автор В.А.  Караковский и др.)»;
• формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка» (автор Н.М. Таланчук).

Группа целей – идеальные, выверенные и поставленные перед воспитанием временем и относящиеся ближе к духовной культуре человека; реальные, которые конкретно появляются и конкретизируются в условиях их реализации.

Нельзя не остановиться на концепциях воспитательной системы, которые содержат решением проблем формирования культурной компетентности личности. В области знаний гуманитарного и художественного профилей основу содержания соответствующих концепций и направлений составляют вопросы, входящие в решение проблем любой сферы жизни общества  и человека как специализированный, так и обыденной деятельности:

• просвещение учащихся, усвоение ими наиболее общих научных знаний о природе, человеке, обществе, основных языках и кодах художественной коммуникации, обобщенного исторического художественного опыта людей;
• формирование мировоззренческих установок детей, их взглядов на сущность природы, человека и общества, а также на системный характер взаимодействия названной триады через призму культуры, художественной культуры;
• социализация воспитанников, ознакомление их с основными принципами осуществления социального художественного взаимодействия, разделения художественного труда, социально-функциональными ролями растущей личности и способами ее вхождения в культуру и общественную практику;
• инкультурация воспитанников, введение их в систему основных ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры. Отбор детьми приемлемых форм и способов осуществления эстетизированной деятельности, принятых в обществе проживания;
• развитие креативных способностей обучающихся, их умений решать нестандартные задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Помимо решения образовательных задач личностно-ориентированного плана выбор концептуального развития воспитательной системы культурологической направленности имеет следующие предпосылки:

• современная художественная культура постиндустриальных стран – одна из наиболее развитых и высокодоходных индустрий социальных услуг;
• современная художественная культура характерна, прежде всего, отсутствием выраженных границ социальных стран, определенным уровнем художественной эрудированности и приобщенностью к национальным художественным ценностям обладают практически все члены общества. Сказанное повышает эффективность социально-интегративной функциональности эстетического знания;
• несмотря на опережающее развитие явлений массовой художественной культуры в последние десятилетия (наиболее рентабельной с точки зрения потребительского спроса «классические» художественные знания – актуальная область культурной практики). Воспитательная система у ДО, выстроенная в русле культурологической концепции  выполняет свои ценностно-креативные, эстетические, социализирующие и инкультурирующие функции в полном объеме.

Следует особо подчеркнуть, что система  воспитания, имеющая в своей основе  культурологизацию, т.е. введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты развития личности, сконцентрированного переносит внимание воспитания на субъект. Художественно-социальный опыт людей в целом аккумулирует основу их культуры. Природа художественного образования как никакая другая близка к вектору гуманитарности. Отсюда воспитательный процесс в целом от создания воспитательной системы до воспитательной работы предполагает концентрацию усилий педагогического коллектива не столько на объекте, предмете и технологии педагогического процесса, сколько на ее субъекте. Отсюда культурологическая концепция воспитательной системы предполагает опережающее исследование мотивационных, социально-организационных, регулятивных, информационно-коммуникативных и инновативно-творческих аспектов художественного образования.
 
Л.И. Ефремова

Печать E-mail

Apertura de cuenta bet365.es